Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Данный материал предназначен исключительно для работников здравоохранения.

Являетесь ли Вы работником сферы здравоохранения?

Да Нет

Оставьте свое сообщение

Регистрация

Уважаемый коллега! Для регистрации на портале, заполните, пожалуйста, поля:

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ И ЭФФЕКТИВНОМУ КОНТРОЛЮ СТРЕССА И СВЯЗАННЫХ С НИМ РАССТРОЙСТВ

Минздрав выпустил рекомендации по безопасному использованию гаджетов в школах

Минздрав России разработал рекомендации по безопасному применению в учебных заведениях интерактивных панелей. В последнее время наблюдается рост числа отклонений и хронических болезней учеников младших классов, ассоциированных с цифровым обучением, сообщили в ведомстве.

НМИЦ здоровья детей Минздрава выпустил рекомендации по организации работы с интерактивными панелями в школах. В них даны инструкции педагогам по режиму занятий с электронной доской, стандарту их размещения и продолжительности занятий. Аналогичные рекомендации даны в отношении использования мобильных телефонов детьми и подростками.

Время работы с интерактивной доской для учеников начальных классов не должно превышать 60—80%, для 5—9-х классов — не более 90% от общего времени урока. При этом рекомендуется менять виды деятельности (письмо, чтение, ответ у доски) и делать перерывы, в том числе на физкультминутки.

При необходимости возможно одновременное применение еще одного электронного средства обучения, но не более двух. В течение занятия учитель должен самостоятельно настраивать и регулировать яркость экрана. В помещении необходимо предусмотреть возможность затенения, а после завершения работы с доской экран следует выключить.

По данным исследований, в классах с интерактивной панелью по сравнению с кабинетами с традиционной меловой доской хуже микроклимат (показатели температуры, относительной влажности воздуха), поэтому там оптимально применять увлажнители и/или ионизаторы воздуха с функцией увлажнения, а также регулярно проветривать помещения в отсутствие детей.

Доска нового поколения применяется в образовательном процессе практически на каждом уроке, начиная с младших классов, постепенно вытесняя традиционные меловые доски. Постоянное расширение и обновление арсенала электронных средств обучения диктует необходимость постоянного мониторинга этого процесса с целью создания безопасных для здоровья обучающихся условий их использования, подчеркнули в Минздраве.

«Анализ распространенности функциональных отклонений и хронических болезней младших школьников в условиях цифрового обучения показал, что ведущими являются функциональные нарушения костно-мышечной системы, органов зрения. Их доля в процессе обучения детей в начальной школе значимо возрастает. Подобной негативной динамики у их сверстников, обучавшихся без использования электронных устройств, не наблюдается», — отмечают составители рекомендаций.

В рекомендациях в отношении использования мобильников детьми и подростками говорится, что ребенку желательно выбирать модели с более низким уровнем излучения (показатель SAR в паспорте устройства) и предпочтительно использовать смартфоны, а не «кнопочные» телефоны. Желательно минимизировать разговоры по мобильному в экранированных помещениях (подземные переходы, метро), во время его зарядки, в движущемся транспорте. При ношении держать гаджет дальше от тела и органов, насыщенных жировой тканью (грудные железы, половые железы), в сумке или портфеле, а при вызове подносить аппарат к уху только после установления контакта с абонентом, так как через 10—20 секунд после начала вызова мощность излучения снижается до минимально допустимого уровня.

Во время разговора желательно использовать проводные наушники или громкую связь и ограничивать длительность разговоров по телефону (без использования громкой связи и наушников) до двух минут разово. Минимальная пауза между звонками должна быть не менее 15 минут. На ночь рекомендуется выключать устройство или переводить его в авиарежим.

Школьникам не следует использовать мобильный телефон для чтения учебных текстов, а во время выполнения домашнего задания нужно отключать звук уведомлений и убирать телефон из поля зрения. Рекомендуется прекращать использование экрана смартфона за 1—2 часа до сна.

Суммарная ежедневная продолжительность работы с электронными устройствами, оборудованными экранами (компьютерами, планшетами, смартфонами и пр.), не должна превышать: для учащихся 1—2 классов — 1 час 20 мин., 3—4 классов — 1,5 часа, 5—9 классов — 2 часа, старше 15 лет — 2,5 часа. Показано, что дети хуже понимают и усваивают текст, прочитанный с экрана. Учитывая все это, школьникам не рекомендуется использовать смартфон для обучения. 

«Увеличение ежедневной длительности пребывания у экрана смартфона вызывает у детей и подростков нарушения сна, настроения, внимания, памяти, вербального интеллекта, академической успеваемости, что сопровождается морфофункциональными изменениями в мозге, в частности, снижением темпов его созревания. После длительного (1—3 года) интенсивного пользования МТ при высоком уровне ежедневной электромагнитной нагрузки у детей 7—10 лет отмечаются устойчивые локальные изменения ЭЭГ в наиболее часто облучаемой области мозга», — отмечают авторы рекомендаций. Использование гаджетов способствует развитию зависимости от них, которой, по современным данным, страдают до 23% детей и подростков.

Данные, которыми сегодня располагают медики, свидетельствуют о негативном влиянии цифровой школы на состояние здоровья детей, говорил в интервью МВ заведующий кафедрой гигиены детей и подростков Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана Первого МГМУ им. И.М. Сеченова член-корреспондент РАН Владислав Кучма. Специалисты прогнозировали рост случаев миопии и массовую диагностику компьютерного зрительного синдрома. Избыточная нагрузка на зрительный анализатор выявлялась у каждого третьего ребенка. Примерно 4% опрошенных предъявляли жалобы, позволяющие предположить наличие у них запястного синдрома, связанного с перенапряжением кистей рук при работе с мышью и клавиатурой. «Критический уровень «общения» с гаджетами для школьника — четыре часа в сутки», — напомнил Кучма.