Постковид: неврологические и психиатрические риски сохраняются через два года после болезни COVID-19
В новом исследовании, опубликованном в журнале The Lancet Psychiatry, проведенном Оксфордским университетом и Оксфордским центром биомедицинских исследований здоровья Национального института здравоохранения (NIHR), были изучены неврологические и психиатрические диагнозы у более чем 1,25 миллиона человек после диагностированной инфекции COVID-19, используя данные из американской сети электронных медицинских карт TriNetX.
В исследовании авторы изучали 14 неврологических и психиатрических диагнозов, поставленных людям, перенесшим COVID-19 за двухлетний период и сравнивается их частота с аналогичной группой людей, выздоравливающих от других респираторных инфекций. В нем также приводятся данные по детям и пожилым людям отдельно и сравниваются данные по трем волнам пандемии. Насколько известно, это первые надежные данные, отвечающие на эти важные вопросы.
Подтверждая предыдущие исследования, многие из этих расстройств чаще встречаются после COVID-19. Примечательно, что повышенный риск тревоги и депрессии снижается в течение двух месяцев после COVID-19 и в течение всего двухлетнего периода вероятность возникновения не выше, чем после других респираторных инфекций. Напротив, диагнозы многих неврологических расстройств (таких как деменция и судороги), а также психотических расстройств и «мозгового тумана» продолжают ставиться чаще после COVID-19 в течение двух лет.
Результаты у детей (до 18 лет) показали как сходство, так и различия со взрослыми. Вероятность большинства диагнозов после COVID-19 оказалась ниже, чем у взрослых, и «постковидные дети» не подвергались большему риску тревожности или депрессии, чем дети, у которых были другие респираторные инфекции. Однако, как и у взрослых, у детей, выздоравливающих после COVID-19, с большей вероятностью были диагностированы некоторые заболевания, включая судороги и психотические расстройства.
Во время волны дельта-варианта наблюдалось больше неврологических и психических расстройств, чем при предыдущем альфа-варианте. Волна омикрона оказалась связанной с такими же неврологическими и психиатрическими рисками, как и дельта.
Авторы отмечают, что исследование имеет несколько ограничений. Неизвестно, насколько серьезны или насколько длительны эти расстройства. Также неясно, когда они начались, поскольку проблемы могут присутствовать в течение некоторого времени, прежде чем будет поставлен диагноз. Незарегистрированные случаи COVID-19 и незарегистрированные прививки вносят некоторую неопределенность в результаты.
Профессор Пол Харрисон, кафедра психиатрии Оксфордского университета, и руководитель этой тематики в NIHR Oxford Health Biomedical Research Centre, который возглавлял исследование, говорит, что «хорошей новостью является то, что избыток диагнозов депрессии и тревоги после COVID-19 недолговечен и что он не наблюдается у детей. Однако вызывает беспокойство тот факт, что некоторые другие расстройства, такие как деменция и судороги, по-прежнему с большей вероятностью диагностируются после COVID-19, даже два года спустя. Также представляется, что омикрон, хотя и менее тяжелый при остром заболевании, сопровождается сопоставимой частотой этих диагнозов».
Доктор Макс Таке, научный сотрудник NIHR, Оксфордский университет, который руководил анализом данных, говорит, что «полученные результаты проливают новый свет на долгосрочные последствия для психического и мозгового здоровья людей после заражения COVID-19. Результаты имеют значение для пациентов и служб здравоохранения и подчеркивают необходимость дополнительных исследований, чтобы понять, почему это происходит после COVID-19, и что можно сделать, чтобы предотвратить возникновение этих расстройств или лечить их, когда они возникают».