Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Данный материал предназначен исключительно для работников здравоохранения.

Являетесь ли Вы работником сферы здравоохранения?

Да Нет

Оставьте свое сообщение

Регистрация

Уважаемый коллега! Для регистрации на портале, заполните, пожалуйста, поля:

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ И ЭФФЕКТИВНОМУ КОНТРОЛЮ СТРЕССА И СВЯЗАННЫХ С НИМ РАССТРОЙСТВ

Умные подростки лучше адаптируются в поликультурной среде

Психологи РУДН выяснили, что когнитивные способности подростков (или школьников) влияют на их понимание и принятие представителей разных стран и культур. Более того, исследование показало, что хуже всего этот межкультурная компетентность развита у мальчиков с низкой успеваемостью. Результаты опубликованы в Journal of Intelligence.

«Межкультурная компетентность (Intercultural Competence) в широком смысле понимается как активность и эффективность личности в поликультурной среде по отношению к различным аспектам межкультурного разнообразия и диалога», поясняет Марина Гридунова, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии и педагогики РУДН, практический психолог.

Межкультурная компетентность и близкие феномены (межкультурная сенситивность, межкультурная коммуникативная компетентность, культурный интеллект, межкультурная эффективность и др.) связаны с большим количеством социальных, психологических, педагогических, физиологических факторов. Однако существует очень мало исследований взаимосвязи межкультурной компетентности с когнитивными (интеллектуальными) способностями, понимаемыми как способности человека обрабатывать, хранить и извлекать информацию, включая такие процессы, как внимание, память и мышление.

Ученые исследовали, как межкультурная компетентность связана с когнитивными способностями и успеваемостью школьников. Результаты данного исследования помогут школьным психологам поддерживать школьников, обучающихся в многокультурной среде, с целью развития их межкультурной компетентности с учетом их гендерных и когнитивных различий.

«Развитие межкультурной компетентности (МКК) важно для современной личности в нестабильном и разнообразном мире. Но исследований этого явления в контексте возрастных, гендерных и интеллектуальных различий слишком мало. Поэтому нашей целью стало выявление связи между МКК, когнитивными способностями и академическими достижениями у российских школьников», — комментирует Ирина Новикова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики РУДН.

Психологи исследовали 106 учащихся 9-х классов московской школы в возрасте 15-16 лет (55 девочек и 51 мальчиков). Уровень межкультурной компетенции компетентности измеряли с помощью авторской модификации опросника, разработанного на основе шкалы динамической модели межкультурной чувствительности Милтона Беннета. Опросник диагностирует четыре основные ориентации по отношению к культурному разнообразию «Абсолютизация», «Преуменьшение» (этноцентристские шкалы), «Амбивалентность» (переходная шкала), «Принятие» (этнорелятивисткая шкала). Этноцентризм предполагает, что человек воспринимает свою культуру как центральную по отношению к другим. Этнорелятивистское мировоззрение признает полноценность и самостоятельность любой культуры. Одновременно с этим психологи определили когнитивные способности школьников и использовали данные об их успеваемости.

В результате психологи выяснили, что школьники с более высокими когнитивными способностями и хорошей успеваемостью не абсолютизируют культурные различия и не считают их барьерами для общения. При этом больше всего из изученных интеллектуальных способностей на межкультурную компетентность влияют способности проводить аналогии и обобщение, причем  обобщение имеет противоположное влияние на МКК мальчиков (отрицательное) и девочек (положительное). В целом различия между мальчиками и девочками оказались значительными — мальчики чаще переоценивают и абсолютизируют культурные различия, а девочки придают им меньше значения, но при этом учитывают их в общении.

«Cуществуют гендерные различия и в показателях МКК, и в связи этих показателей с когнитивными способностями и успеваемостью. Результаты нашего исследования нужно учитывать в программах психологической поддержки школьников, которые учатся в мультикультурной среде. В этом направлении будет полезно развивать когнитивные способности школьников и уделять особое внимание учащимся мужского пола с низкой успеваемостью», — говорит еще один автор, Дмитрий Шляхта, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики РУДН.