Виртуальная реальность природа повышает позитивное настроение
Наблюдение за природой по обычному телевизору снимает скуку и негативные эмоции, говорится в исследовании. Но взаимодействие с природой в виртуальной реальности (VR) приводит к большему улучшению позитивного настроения и связанности с природой.
Многие люди говорят, что они замечают психологические преимущества воссоединения с природой во время пандемии КОВИДА-19 — будь то на их задних дворах, в общественных парках или в сельской местности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о пользе для психического здоровья непосредственного знакомства с природой. Однако не всем посчастливилось иметь прямой доступ к природной среде, не в последнюю очередь жителям домов престарелых и больничным стационарам с ограниченной подвижностью.
Телевидение открывает для этих людей Окно во внешний мир, и поэтому просмотр передач о природе может быть хорошим способом улучшить их психическое благополучие.
В частности, документальные фильмы о природе могут облегчить скуку, которая, как показали исследования, связана с одиночеством, волнением и депрессией среди жителей дома престарелых.
Психологи из Университета Эксетера и Университета Суррея в Соединенном Королевстве хотели исследовать, дает ли восприятие природы через VR-гарнитуру преимущества для психического благополучия по сравнению с просмотром ее по телевизору.
Им также было любопытно узнать, приносит ли взаимодействие с виртуальной природной средой какие-либо дополнительные преимущества по сравнению с более пассивным опытом виртуальной реальности.
Они рассудили, что чем более захватывающим будет опыт, тем больше “присутствия” будут чувствовать люди, улучшая свое настроение и чувство связи с природой.
Вопреки их ожиданиям, они обнаружили, что телевидение было так же эффективно, как и две формы виртуальной реальности для облегчения скуки и негативных состояний настроения, таких как печаль.
“Наши результаты показывают, что простое наблюдение за природой по телевизору может помочь поднять настроение людей и побороть скуку”, - говорит аспирант Ники Йо, который руководил исследованием.
"Поскольку люди во всем мире сталкиваются с ограниченным доступом к наружной среде из-за карантина COVID-19, это исследование предполагает, что природные программы могут предложить доступный способ для населения извлечь выгоду из "дозы" цифровой природы.”
Однако интерактивная виртуальная реальность привела к большему улучшению позитивного настроения и связанности с природой по сравнению с пассивной виртуальной реальностью, которая, в свою очередь, превосходила просмотр телевизора.
Доктор Мэтью Уайт, психолог из Эксетера и один из авторов нового исследования, заключает::
"Виртуальная реальность может помочь нам повысить благосостояние людей, которые не могут легко получить доступ к естественному миру, например, тех, кто находится в больнице или на длительном лечении. Но это также может помочь стимулировать более глубокую связь с природой в здоровых популяциях, механизм, который может способствовать более проэкологическому поведению и побуждать людей защищать и сохранять природу в реальном мире.”
Исследование опубликовано в журнале Journal of Environmental Psychology.
Чтобы смоделировать эмоциональное состояние, которое испытывают многие люди в больницах и домах престарелых, 96 добровольцев посмотрели 4-минутное видео, предназначенное для того, чтобы вызвать скуку.
В фильме мужчина монотонно описывает свою работу в компании канцелярских товаров, включая разговор с клиентом, обед за письменным столом и цену канцелярских принадлежностей.
Затем участники были случайным образом распределены по одному из трех условий:
Смотреть тропический коралловый риф с разноцветными рыбками и черепахой по телевизору высокой четкости.
Наблюдение за сценой с того же рифа через VR-гарнитуру, обеспечивающую обзор на 360° с фиксированной точки.
Наблюдая аналогичную, сгенерированную компьютером сцену через VR-гарнитуру, перемещаясь и взаимодействуя с рыбами и кораллами с помощью портативного контроллера.
В первых двух условиях использовались невидимые кадры из известного телесериала Би-би-си "Голубая планета II". Команда шоу помогла убедиться, что визуальный и слуховой контент полностью соответствует трем сценариям, каждый из которых длится 5 минут.
Все три включали повествование в документальном стиле, прочитанное одним и тем же человеком — не сэром Дэвидом Аттенборо, оригинальным рассказчиком шоу.
До и после просмотра участники отвечали на вопросы о своих ощущениях связи с природой, своем настроении и уровне скуки. Кроме того, после этого опыта они сообщили, как они чувствовали себя “присутствующими”.
Все три переживания значительно уменьшили скуку и негативное настроение, одновременно увеличив позитивное настроение и природную связанность.
С точки зрения скуки или общего настроения, не было никаких существенных дополнительных преимуществ от любого опыта VR по сравнению с просмотром аналогичной сцены по телевизору.
Тем не менее, была связь между интерактивным опытом VR и значительно большей позитивной связью настроения и природы, чем 360° VR или телевизор. Эти улучшения, по-видимому, были опосредованы большим чувством присутствия во время опыта.
В настоящее время команда планирует провести полевые испытания природного опыта с участием жителей домов престарелых или людей, находящихся в медицинских условиях.
Стоит отметить, что исследователи не разрабатывали исследование, чтобы определить, являются ли документальные фильмы о природе более эффективными, чем другие формы телевизионных развлечений, такие как комедии или игровые шоу, для облегчения скуки.
Исследователи также признают некоторые ограничения своего исследования. Они сообщают, что видео индукции скуки, которое длилось всего 4 минуты, произвело только умеренный уровень скуки у участников.
Кроме того, сериал Би-би-си "Голубая планета II" стал самой популярной телепрограммой 2017 года в Великобритании. Поэтому он может не отражать эффективность среднестатистического документального фильма о природе для улучшения психического благополучия.